Не стало королевы армянского романса: ушла из жизни Мариета Бадалян. ВИДЕО

Не стало королевы армянского романса: ушла из жизни Мариета Бадалян. ВИДЕО

/ Культура / 19.02.2018

Сегодня пришла печальная новость: скончалась известная певица, композитор Мариета Бадалян, которая последние годы боролась с неизлечимой болезнью.

Мариета Бадалян — удивительное явление современной армянской культуры.

Она стояла особняком, выделяясь из общего ряда своих коллег-музыкантов. Выдающийся масштаб ее дарования в сочетании с обостренным чувством собственного достоинства позволяли ей даже в советские годы быть независимой, иметь свою точку зрения, отстаивать свое особое творческое видение.

Эта решительность, способность всегда добиваться своего, упорно идти своим путем всегда отличали Мариету от других певцов. В 1980-х гг. ей доверили исполнение песни «Аракс» вместе с Государственным оркестром Армянской ССР. Песня была посвящена трагическим страницам истории армянского народа, и автор музыки настаивал, чтобы Мариета в припеве почти буквально изображала плач, возвышала голос до крика-стона. Однако тонкое природное чутье, врожденное чувство меры подсказывали исполнительнице, что такое чересчур эмоциональное исполнение будет неверным, что глубокая скорбь всегда бывает сдержанной, как будто затаённой в глубине души. Мариета отказалась следовать указаниям композитора и ушла с репетиции. Через месяц ее снова пригласили исполнить это произведение, только на этот раз ей разрешили петь так, как она сама считает верным. Этот интересный случай из ее творческой биографии заставляет удивиться и восхититься, во-первых, необыкновенной душевной мудростью исполнительницы, а во-вторых, её поразительной решительностью, смелостью в отстаивании собственной творческой правды.

Мариета Бадалян имела свой неповторимый стиль, выработала особенную, такую узнаваемую манеру исполнения. Можно сказать, что она пела так же легко, естественно и свободно, как говорила или дышала...

Как всякий яркий талант, дар композиции проявился у Мариеты также еще в детстве. Однажды, когда ей было 9 лет, она вместе с другими ученицами детского хора ждала в классе своего дирижера. Пока другие девочки сидели, маленькая Мариета танцевала и пела. Пела мелодию, которую только что сочинила сама. Она так увлеклась, что не заметила, как в класс вошли двое: их дирижер и с ним — выдающийся композитор Вагхаршак Котоян. Взрослые стояли и слушали, а девочка сосредоточенно продолжала петь. Наконец, она обратила внимание на выразительные взгляды своих подружек и остановилась. Вагхаршак Котоян подошел к ней и спросил, что это за мелодию она сейчас пела? Мариета смущенно молчала. Он снова спросил, сможет ли она повторить это еще раз? Она ответила: «Может быть». Тогда уже он задал прямой вопрос: «Это ты сама сочинила?» Получив утвердительный ответ, В. Котоян обратился к дирижеру хора: «У нее есть поразительное чувство построения мелодии. Она всё сделала правильно, очень верно. На самом деле, она не певица, а композитор, и я завидую тому, кто будет учить ее композиции». С тех пор девочки в хоре стали в шутку называть Мариету «композитором», но девочка твердо запомнила слова известного мастера, и мечтала доказать всем, что это было сказано не зря, что она действительно способна создавать музыку. Уже в школе она сочинила свои первые песни.

Созданные ею произведения — «маленькие шедевры» настоящей классики. Они настолько мелодичны и лиричны, так гармонично сливаются со стихами, что по своей органичности и целостности напоминают творения природы. Столь же гармоничны шум водопада или плеск волны, пение птиц или шелест листьев. Среди безликих, лишенных внятной и узнаваемой мелодии, современных произведений чудесные творения Мариеты Бадалян воспринимаются слушателями, как глоток свежего воздуха в жаркой пустыне.





Поделитесь этой публикацией с друзьями


Facebook


Читайте также


Please publish modules in offcanvas position.